История камней для созерцания (Viewing Stones) на Западе.
Интерес к таким камням на Западе возник прежде всего под влиянием культуры суйсеки в Японии. Этот интерес сначала был вызван выставками бонсаи, где выставлялись также и суйсеки. Однако, западные ценители прекрасного быстро поняли необыкновенную красоту самих камней и по достоинству оценили те чудесные ощущения и чувства, которые они вызывали.
Свой вклад в распространение этого искусства в США внесли японские мастера этого дела, такие, как John Naka c Западного побережья и Yuji Yashimura с Восточного побережье. Оба они написали книги, где описывали основные принципы коллекционирования суйсеки. Книга господина Yashimura, написанная вместе с господином Vincent Covello, считается образцом англо- язычного руководства по искусству суйсеки. Другие мастера, такие ,как Melba Tucker, Jim Greaves, Frank English, Bill Valivanis, Felix Rivera, Jim Hayes, дополняли и обогащали эту тему своими исследованиями.
В последнее время растет также интерес и к тем камням, перед которыми благоговели образованные китайцы. Научные трактаты и каталоги, посвященные коллекции «Spirit Rock», владельцами которого являются Ian и Susan Wilson, и коллекции «Scholar Rock» Richard Rosenblum разбудили воображение многих американцев и людей по всему миру, и показали им бесконечные возможности, таящиеся в этих чудесах природы. Книга под названием « The Spirit (душа) Gongshi», написанная Kemin Hu, внесла еще больший вклад в популяризацию этого искусства. На её страницах были представлены старинные камни из многих коллекций по всему Китаю и из других стран.
Понятие Viewing Stones включает в себя элементы обеих этих культур. Suiseki и Scholar s Rocks в Китае являются самостоятельными ветвями искусства, характерными для каждой из этих стран. Культура Viewing Stones вобрала в себя оба этих направления, добавив такие типы камней, которых нет ни в Японии, ни в Китае. Искусство Viewing Stones посвящено камням из окружающего мира, с его многообразием культур и природы.
В настоящее время не существует четких руководств и ограничений , позволяющих сказать, является или нет какой-либо камень Viewing Stones. Вообще-то многие энтузиасты этого дела используют здесь основные критерии для суйсеки и пытаются внести дополнения, касающиеся новых камней из их коллекций. На практике это приводит к тому, что в систему классификации вносятся все новые и новые категории.
Показательным в этом плане является случай с изумительными камнями, найденными в пустыне Mtlba Tucker и другими коллекционерами. Некоторые коллекционеры стоят за то, чтобы просто внести в существующую классификацию категорию под названием «desert Stones». Другие же предпочитают систематизировать эти камни, руководствуясь уже существующими категориями для суйсеки, а название «desert Stones» присваивать лишь тем, которые абсолютно не подпадают ни под одну из существующих категорий.
Сейчас это в общем-то является делом вкуса. Информация же о классификации Viewing Stones представленная ниже, может использоваться любителями этого искусства в качестве отправной точки.
Классификация
Эта страница посвящается Западному искусству Viewing Stones и их классификации, в основе которой лежит японская классификация. Хотя японское искусство суйсеки и является основополагающим для искусства Viewing Stones, многие типы камней ,находимых в США и других странах, не встречаются в Японии, и потому не имеют японского названия.
Первым из таких примеров являются desert Stones. Эти камни во всем своем многообразии встречаются на Юго-Западе США и в других пустынях мира. Для обозначения этого типа камней нет специального японского термина и поэтому ко многим камням пустыни нельзя применить четких критериев суйсеки. Тем не менее, они прекрасны сами по себе, и именно это их качество позволило искусству Viewing Stones стать самостоятельной формой ,берущей свое начало в искусстве суйсеки.
Какое бы название вы не использовали, самым главным их качеством является способность будить воображение. Настоящие камни для созерцания не должны быть точной миниатюрной копией какого либо объекта ,они должны как бы «предлагать» вашему сознанию многозначные образы. В своей книге под названием «The Japanese Art of Stone Apprecation: Suiseki: and its Use With Bonsai» доктор Ковелло и господин Йошимура предлагают классические системы классификации суйсеки. В классификации Viewing Stones Запада за основу берутся японские системы, в которых камни группируются по форме , цвету, узору на поверхности или месту происхождения.
Система Ковелло- Йошимура используется здесь в качестве базовой составляющей в западной классификации Viewing Stones. В статье Мельбы И., Таккер под названием «Suiseki and Viewing Stones» автором вводятся дополнительные подкатегории для определенного типа камней. В летнем выпуске сборника «Wating to be Discovered» 1997 –го года издания была опубликована работа «Desert Vien Stone Classification» автора Jim Greaves, отрывки из которой приводятся здесь. В некоторых случаях использовалась и другая подклассификация для описания особенно уникального камня (например камня создающего образ трех объектов)
Классификация по форме
-Desert Scenic stones ( Камни, передающие пейзаж пустыни). Напоминают отдаленный панорамный вид пустыни, часто с плоскогорьями и крутыми холмами.
-Desert Mountain stone (Камень, напоминающий гору в пустыне). Эти камни примечательны пиками и шпилями на их вершинах.
-Butte stone (Камень- крутой холм на равнине). Отдаленно стоящий холм (гора) с плоской или сильно выветренной вершиной и крутыми вертикальными склонами. Подножие обычно состоит из камней, собранных в кучу.
-Mesa stone (Камень- плоскогорье). Горное образование, имеющее плоскую и широкую верхушку и вертикальные склоны.
-Desert Arch ( Арки пустыни ), Natural Bridge ( Природные мосты ), и Window Rock Stones(Окна в камне ). Камни из этой категории напоминают один и более феноменов пустыни. Арка- это сплошной камень, находящийся над «входом» у основания. «Камень – естественный мост» похож на арку, но вверху он более плоский и напоминает мост. Камни с «окнами» напоминают окно ( обычно круглой или овальной формы), окруженное камнем.
- Desert Hoodoo или Ventifact stone. Эти камни представляют собой вертикальные столбы абстрактной формы созданные эрозией ( песком и ветром).
-monument stones ( камни – монументы)
- Canyon или Coulee ( ущелье, глубокий овраг) stone. Coulee stones представляет собой образ глубоких ущелий , оврагов, выточенных протекающей водой. Canyon stones похожи на предыдущие, но больше напоминают глубокие долины, окруженные крутыми стенами гор.
- Dry Lake ( Высохшее озеро) , или Playa stones. Эти камни напоминают плоское высохшее дно водоема, или озера в пустыне.
- Arroyo, или Dry wash stones. Камни этой группы похожи на Canyon stones, но они обычно шире и имеют более плоское дно, где появляется вода и делает его ровным (размывает?) после сильных дождей.
- Sand dune stones ( Песчаные дюны). Камни из этой категории напоминают дюны в пустыне.
- Pueblo stones/ Эти камни напоминают глинобитный или каменный дом , либо группу домов, характерных для определенных индейских домов Аризоны и Нью- Мексико в США.
- Cliff dwelling stones. Данные камни (скальные пещеры) похожи на жилища в скальных пещерах, которые существуют на юго- западе Америки.
- Desert –pattern stones ( Камни с пустынным узором). Все эти узоры ассоциируются с пустыней.
- Cracked Mud Flat – pattern stones. ( Растрескавшаяся грязь) Эти узоры напоминают тот рисунок, который появляется на дне высохших водоемов в результате быстрого высыхания глины.
- Windows – pattern stones ( Камни с рисунком в виде окон).
- Indian –blanked – pattern stones. (Камни с узором , характерным для индейского одеяла (пончо?)).
- Petroglyph – pattern stones. Эти камни напоминают наскальную живопись и резьбу доисторических времён.
Классификация по месту происхождения
Все возрастающее число коллекционеров используют эту классификацию. Некоторые камни можно описать, используя лишь эту систему, Хотя большинство современных каталогов содержит сведения о Японии, они открыты для пополнения. Сюда следует включить и многие другие известные территории со всего мира.
Перевод Цветковой Н.Ф.
источник http://www.a-stones.net/mMain.aspx?ChapterID=201